Крупнейшая в истории выставка картин и рисунков Леонардо да Винчи открывается в Лондоне
9 ноября 2011 года

Самая большая в истории выставка живописи Леонардо да Винчи "Леонардо: художник миланского двора", которая открывается в среду в лондонской Национальной галерее, покажет девять из 15 сохранившихся работ мастера и десятки его рисунков, обещая стать главным выставочным событием 2011 года во всей Британии.

Работы для экспозиции предоставили музеи Италии, Франции, США, России и Польши, при том, что лондонская галерея вела переговоры об организации выставки последние пять лет.

Здесь не будет самых знаменитых работ - "Моны Лизы" и "Тайной вечери". Выставка главным образом охватывает период с конца 1480-х до конца 1490-х годов, когда Леонардо был придворным художником при миланском герцоге Лодовико Сфорца. "Мона Лиза" была написана позже, когда мастер покинул Милан. В Лондоне также будет представлена копия фрески "Тайная вечеря" из церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане, которая была сделана учеником художника (предоставлена британской Королевской академией искусств), а также наброски самого мастера.

Рисунков в Национальной галерее можно увидеть с несколько десятков, причем многие из них предоставила королева Елизавета II, у которой внушительная коллекция, одна из лучших в мире.

Национальная галерея готовит для всех, кто интересуется творчеством да Винчи, возможность впервые в истории увидеть и сравнить два воспроизведения библейской сцены "Мадонна в скалах". Одна (1483-1486 годы) хранится в Лувре, другая, ранее считавшаяся студийной копией, но затем признанная более поздней оригинальной работой мастера, была куплена Национальной галереей в конце 19-го столетия. Обе "Мадонны" как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале. Куратор шоу Люк Сисон говорит, что даже да Винчи, скорее всего, сам не видел эти две работы в одном пространстве.

Еще одна картина, которая вызвала много споров до открытия выставки - вновь обретенная работа Леонардо "Спаситель мира" (Salvator Mundi), до недавнего времени считавшаяся утерянной. "Спаситель мира" датирован приблизительно 1500 годом и изображает Иисуса Христа, который правой рукой посылает благословение, а в левой держит прозрачную сферу.

О существовании написанного маслом полотна было известно, однако специалисты долгое время не могли определить его местонахождение и предполагали, что оно было уничтожено.

Когда-то, в середине 17 века, эта работа входила в коллекцию короля Карла I, однако затем точно проследить ее провенанс очень сложно. По имеющимся данным, в 1763 году картина была выставлена на торги сыном британского герцога Букингемского. В следующий раз в поле зрения "Спаситель мира" попал в 1900 году, когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации. Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя. Возможно поэтому потомки Кука выставили картину на аукцион в 1958 году за невообразимые для такого мастера 45 фунтов - Леонардо ушел в руки американских арт-дилеров. Шедевр за 45 фунтов - одна из центральных картин выставки. В 2010 году после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи. Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов.

Эрмитаж также предоставил картину для выставки - "Мадонна Литта" хотя и была написана после миланского периода, в экспозицию была включена.

Выставка продлится до 5 февраля 2012 года, билеты уже сейчас раскуплены до середины декабря. Увидеть такое количество да Винчи под одной крышей - возможность уникальная. Сисон говорит и о том, что это первая такого масштаба выставка, которая концентрируется именно на живописи, на становлении стиля да Винчи, а не изучает его как философа, ученого, графика или скульптора.

Каждая картина находится за стеклом в отдельном боксе - мера предосторожности против неаккуратных посетителей и вандалов. Британские СМИ пишут о том, что вся выставка застрахована на 1,5 миллиарда фунтов стерлингов - такую сумму Британия обязана будет выплатить, если что-то пострадает. Речь идет о Британии, потому что вместе со страховыми обязательствами Национальной галереи отдельные гарантии всем музеям дало британское правительство.