Музейные шедевры откроют русские торги в Нью-Йорке
1 ноября 2011 года

Осенние русские торги, на которые выставлены поистине шедевры, пройдут во вторник в Нью-Йорке. Топ-лоты аукциона предоставили известные музеи и галереи США, средняя цена лота достигает 1 миллиона долларов.

"Каждый раз коллекционеры говорят нам - "мы хотим все самое лучшее". Мы представляет на этот раз всего 29 лотов, но это действительно лучшие образцы русского искусства, которые нечасто можно приобрести на рынке. Мы рассчитываем выручить до 29 миллионов долларов", - сказала в интервью первый вице-президент Sotheby's Сеня Беккерман.

БЕЛАЯ НЕГА ДЕЛИ

Среди выставленных картин выделяется гигантский холст Василия Верещагина "Жемчужная мечеть в Дели" из знаменитой индийской серии художника. Картина предоставлена известнейшим Бостонским музеем и оценена в 3-5 миллионов долларов.

"Эту картину привез в США сам Верещагин на персональную выставку в 1888 году, организованную Американской ассоциацией художеств. Выставка проехала по всей Америке и в ноябре 1891 году картину приобрел на аукционе Бостонский музей. Лишь спустя сто двадцать лет она вновь выставляется на продажу", - рассказала Беккерман.

Работу над монументальным полотном размером четыре на пять метров художник начал в 1876 году в Индии, а завершил в Париже. На ее создание ушло почти четыре года.

История сохранила фотографию Верещагина в парижской студии во время работы над картиной.

Несмотря на поддержку российского мецената Павла Третьякова, финансовое положение великого баталиста и страстного путешественника было не самым успешным. Именно США принесли Верещагину коммерческий успех, считает Беккерман.

КОВБОЙ ИЗ КАЗАНИ

Среди самых ярких лотов аукциона - "Увоз невесты" (Черемисская свадьба) Николая Фешина, которую выставил Национальный музей ковбоев в Оклахома-Сити. Работа русского классика, эмигрировавшего в США, оценена на равных с холстом Верещагина - 3-5 миллионов долларов. Это одно из самых значимых произведений Фешина, написанных в России и о России. Уроженец Казани запечатлел обряд черемисов (ныне мари), согласно которому невеста лишь на седьмой день после свадьбы въезжает в дом жениха.

Художник вспоминал, что в его тесной мастерской холст вмещался лишь по диагонали, и работая над деталями ему приходилось прибегать чуть ли не акробатическим трюкам. В России картина была воспринята неоднозначно, его упрекали за "некрасивость" героев, однако международное признание было громким.

"Музей расстается с картиной, потому что считает, что ей место в России. В экспозиции музея остается богатейшая коллекция Фешина, который посвятил свой талант изучению американских коренных народов запада с той же страстью, как он делал это в России", - объяснила Беккерман.

АВАНГАРД И СОЦРЕАЛИЗМ

Творчество в традициях соцреализма представлено Борисом Кустодиевым и Михаилом Лентуловым. Выполненный на картоне "Праздничный салют. Медный всадник", вероятней всего, был посвящен первой годовщине Социалистической революции и входил в серию триптиха, созданного на эмоциональной волне подготовки города к празднествам.

Кустодиев, энтузиаст революционных преобразований, был включен в творческую комиссию по убранству города. Работа размером метр на метр представлена с эстимейтом 3-4 миллиона долларов.

"Лица поколения" Аристарха Лентулова также относятся к числу самых важных и дорогих лотов нынешних торгов. Основатель творческой группы "Бубновый валет", пораженный стремительной индустриализацией Москвы, в 30-е годы посвятил свою музу рабочему классу. Аукционный дом напомнил, что рынок позитивно настроен к творчеству художников советского периода, демонстрируя новые ценовые рекорды.

Из советских нон-конформистов выделяется триптих Василия Шухаева "Тридцатые годы". Художник создал эту пронзительную работу в 60-е годы хрущевской оттепели, отбыв 10-летнюю магаданскую ссылку.

А на обложку каталога русских торгов вынесена чарующая "Московская улица" Натальи Гончаровой. Выполненная в насыщенных тонах, эта работа считается одним из шедевров российского художественного авангарда.

"Многие выставленные на торги работы действительно музейного уровня. В США популярно, когда частные коллекционеры передают в дар музеям свои коллекции и реликвии. Мне кажется, что в России также начинается формироваться эта традиция", - сказала Беккерман.