Театральная копия платья Екатерины II была показана на выставке в Ульяновске
27 октября 2011 года

Организаторы выставки "Златой век Екатерины II в искусстве сценического костюма", открывшейся в четверг в ульяновском музее "Симбирское купечество", представили зрителям театральную копию венчального платья Екатерины II, оригинал которого хранится в Оружейной палате в Москве, передает корреспондент .

"Платье императрицы является высококачественной копией старинного подлинного платья XVIII века. Платье было представлено на "Театральном квадриеналле" в Праге, экспонировалось в Российской библиотеке по искусству, в музее-заповеднике "Царицыно", - говорится в сообщении, подготовленном организаторами выставки.

По словам доцента школы-студии МХАТ имени Немировича-Данченко Эмилии Герц, копию платья изготовила в 2003 году группа студентов студии во время изучения истории костюма 18 века. На изготовление изделия понадобилось полгода. Мерки были тщательно сняты с платья-оригинала в Оружейной палате.

Самое ценное в копии - количество вложенного труда в ее создание. Материалы использовались самые простые - обрезки дешевых кружев, технических тканей, тесьмы, мочала. Несмотря на это, копия платья получилась настолько точной, что студенческая работа на выставке в Праге была воспринята как оригинал.

"Платье сделано из подручных материалов, но ощущение, что это абсолютно подлинная вещь. Однажды мы возили его в Чехию, и нас вдруг обвинили в том, что мы со своими имперскими замашками ничего лучше не придумали, как взяли платье из музея и привезли удивить мир", - рассказала Герц.

Вес копии платья - порядка 15 килограммов, подлинник из парчи с вышивкой серебром весит в несколько раз больше - около 40 килограммов.

Герц отметила, что в новое платье пока еще никто не облачался - не нашлось подходящей фигуры с талией 42 сантиметра. Такой стройной была Екатерина II в 16 лет.

По словам Герц, копию платья императрицы собирается купить Музей Москвы.

"В Ульяновске нам бы хотелось познакомить всех, кто придет на выставку, с театральным закулисьем. Дать возможность подсмотреть в замочную скважину, из чего же театр складывается. Как делаются костюмы, декорации", - отметил заместитель гендиректора Государственного центрального театрального музея имени Алексея Бахрушина Александр Рубцов.

"У нас в России, пожалуй, существует единственный в мире факультет художников-технологов при школе-студии МХАТ. Задача художников-технологов - не только разработать костюм, но и посадить его на конкретную фактуру, а фактура у актеров бывает разная. Нужно уметь что-то скрыть, что-то подчеркнуть", - добавил он.

Рубцов раскрыл тайну технологии изготовления кружева для театрального костюма.

"Из чего сделано кружево для сцены? Это очень тонкая дорогая нить, шелк? Нет, это делается из обыкновенного автомобильного герметика", - рассказал он.

Кроме платья Екатерины II на выставке демонстрируется костюм, сшитый для фильма "Петр Великий", а также десятки образцов сценического кружева, элементы макетов женского и мужского сценического костюма. Например, здесь есть фижмы - каркасы, которые в 18 веке надевали под юбки. Некоторые фижмы сделаны на шарнирах, чтобы их можно было свободно поднимать, когда дама выходила из кареты, заходила в дверь или садилась на стул.

Выставку подготовили два крупнейших российских музея: Государственный центральный театральный музей имени Алексея Бахрушина и ульяновский государственный музей-заповедник "Родина Владимира Ленина" - партнеры проекта "Мост", победителя всероссийского грантового конкурса культурных проектов.

Рубцов добавил, что часть экспонатов выставки будет передана в дар будущему музею театра, который в скором времени планируется открыть в Ульяновске.